Музеи

Осенью 2014 года Carrier запустил новую систему кондиционирования и вентиляции во всемирно известной Сикстинской капелле. Ватикан доверил компании Carrier создание и монтаж системы кондиционирования, которая поддерживала бы оптимальные условия для сохранения фресок и в то же время не мешала бы паломникам со всего мира любоваться великими работами Микеланджело.
Новейшая мощная система включает в себя две холодильные машины (чиллера) Carrier AquaForce® 30 XWV с водяным охдаждением и системой управления Greenspeed®. Теперь система кондиционирования позволяет без вреда для фресок посещать капеллу до 2000 человек одновременно. Предыдущая система, также спроектированная и установленная Carrier в 1993 году, справлялась с нагрузкой до 700 посетителей.
Сикстинская капелла 3D: www.vatican.va
Именно популярность фресок Микеланджело могла стать причиной их гибели. Знаменитые фрески на стенах и потолке Сикстинской Капеллы ежегодно привлекают миллионы посетителей - и каждая группа туристов оставляет в капелле очередную порцию губительных для росписи пыли, тепла и влаги.
Проблема усугубилась в результате реставрации фресок, вернувшей им изначальную яркость и ошеломляющее богатство цвета. Сегодня мы видим фрески Сикстинской капеллы именно такими, как их создал Микеланджело в начале 16 века. Однако после того, как фрески очистили впервые за почти 500 лет, они подверглись опасностям 20 века, о которых и не подозревал Микеланджело. Когда слой тусклого коричневого животного клея был счищен с фресок, руководство Ватикана выяснило, что разрушение фресок продолжится, пока в помещении капеллы не будет поддерживаться идеальная атмосфера. Свечная копоть больше не является проблемой, но в современном городском воздухе много выхлопных газов и агрессивных химических примесей в воздухе. Наибольший же вред росписи собора наносит конденсирующаяся на поверхности фресок влага и быстрое изменение температуры и влажности из-за толп туристов и паломников. За год собор посещают два миллиона людей, выделяя в его атмосферу тонны влаги, которую необходимо удалять.
Изучение температуры и скорости воздушного потока под сводами показало, что каждое утро, при появлении посетителей, поток нагретого влажного воздуха врывается под своды капеллы. Затем теплый воздух распространяется под потолком, охлаждается и опускается вдоль стен. В процессе загрязнения осаждаются на стены и потолок, а поскольку потолок холоднее воздуха, то на нем конденсируется влага. Эта влага на поверхности фресок способствует протеканию вредных для росписи химических реакций, росту плесени и грибков, осаждению солей по мере того, как влага впитывается в штукатурку.
Система кондиционирования воздуха должна одновременно выполнять две задачи:
1. Обеспечивать доступ большого числа посетителей в капеллу (до 20 000 в сутки!)
2. При этом защитить стены и потолок от воздействия влаги, пыли и перепадов температур.
Параметры атмосферы должны быть исключительно стабильны.
Система кондиционирования Сикстинской капеллы состоит из множества отдельных устройств – чиллеров (холодильных машин), приточных установок, насосов, клапанов, градирен - связанных электронной системой компьютерного управления, позволяющей каждой части системы передавать данные другим частям, и изменять режим работы с зависимости от показаний датчиков, установленных в различных местах капеллы. Система работает подобно живому организму, где датчики - это глаза и уши, кондиционирующие устройства - жизненно важные внутренние органы, а система управления - мозг и нервы.
92 датчика (из которых 40 - резервные) практически незаметны и не портят интерьер собора. Они постоянно измеряют температуру и влажность воздуха, а также температуру различных участков стен и потолка. Провода системы управления общей длиной 26 километров также почти не видны.
Два компьютерных терминала, один из которых находится на электростанции Ватикана в 5 минутах ходьбы от здания Сикстинской капеллы, а другой в офисе реставраторов, позволяют людям "общаться" с системой кондиционирования и получать от нее информацию.
Если датчики показывают, что влажность в летний день повысилась из-за наплыва туристов, то электронная система управления приточной установки определяет, что надо осушать воздух, охлаждая его. Управляющий сигнал подается на чиллер Carrier, расположенный двумя этажами ниже, и чиллер начинает охлаждать воду. Одновременно система управления откроет клапаны и включит насос, который перекачивает воду по трубам к приточной установке, которая изготовлена компанией Carrier S.A. (Франция). Свежий воздух с улицы поступает в приточную установку, проходит между труб с холодной водой, при этом он осушается и охлаждается. Затем температура осушенного воздуха регулируется с помощью независимой цепи управления.
Зимой в Сикстинской капелле меньше посетителей, чем летом, и уличная температура существенно ниже. Поэтому в подаваемый в помещение свежий воздух требуется, напротив, добавлять влагу.